Фарфоровые пасхальные яйца – самый русский сувенир

Объявления:


Пасхальные яйца  - давно стали главным символом христианского праздника и главным его атрибутом. Но яйцо в России превратилось в символ задолго, до того, как Русь приняла крещение и стала православной. Еще в языческие времена люди считали яйцо символом весеннего солнца, несущего свет, тепло и счастье. Оно символизировало пробуждение и возрождение природы, избавление земли от зимнего сна и холода. Оно символизировало жизнь. Уже тогда яйца приносили в дар языческим богами и дарили родственникам и соседям в день рождения и в первый день Нового года.

фарфоровое пасхальное яйцо, Императорский Фарфоровый завод

фарфоровое пасхальное яйцо, Императорский Фарфоровый завод

Во всем мире фарфоровые пасхальные яйца ассоциируются с Россией. Именно в нашей стране родилась традиция расписывать и дарить фарфоровые пасхальные яйца.
Традиция настолько понравилась иностранцам, что вот уже несколько веков является на Западе очень популярной и очень «русской». Появилась же она в России в период царствования царя Алексея Михайловича, при котором существовал целый чин празднования светлого праздника Пасхи.

Неотъемлемым ритуалом этого государственного чина была обязательная раздача пасхальных раскрашенных и расписанных яиц. Известно, что для этого специально готовили до 37 тысяч штук. Наряду с куриными, лебедиными, гусиными, утиными и даже  голубиными крашеными яйцами, делали деревянные и костяные. Их украшали резьбой и росписью. Главной формой при создании «художественных» яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня были их натуральные прототипы. На Руси их любя называли «писанки» и «крашенки».
Первое фарфоровое яйцо в России появилось в 1749 году, его к Пасхе, специально для Екатерины II изготовил «отец» русского фарфора и первый управляющий Императорского фарфорового завода Дмитрий Виноградов. Расцвет ИФЗ пришелся, как раз на эпоху правления Екатерины и Павла I. Тогда завод ежегодно представлял царскому двору около 200 уникальных эксклюзивных фарфоровых пасхальных яиц ручной работы. При Александре III – Николае II, это количество выросло до 2000, а потом и до 5000 фарфоровых расписных пасхальных яиц.
Самыми дорогими из них считались пасхальные яйца с ликами святых и изображениями «двунадесятых праздников». На роспись одного такого яйца художнику требовалось  до 40 дней.
Дополнительно фарфоровые пасхальные яйца украшали лентами из дорогой  привозной ткани и даже драгоценными камнями.  На Императорском  Фарфором заводе, как говорят историки, даже существовал целый церемониальный процесс «надвязки бантов» на расписанные яйца. Такие фарфоровые создания чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, для  ленты с бантом внизу и петлей вверху. Их подвешивали в красный угол, под иконы. С 1820-х годов фарфоровые яйца в России стали производить и частные фарфоровые фабрики и заводы.
В начале 20 века на ИФЗ производили уже 3308 яиц в год. Над ними трудились примерно тридцать человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года Императорский фарфоровый завод выпустил 3991 фарфоровое яйцо, а в 1916 году – 15365 штук. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, которые создавали мастера-самоучки и народные умельцы.

Императорское фарфоровое яйцо, работа фирмы Карла Фаберже

Императорское фарфоровое яйцо, работа фирмы Карла Фаберже

Уже к началу 20 века дарить пасхальные яйца стало светской традицией, а само фарфоровое яйцо превратилось в «высокий» светский сувенир, дорогой и изысканный подарок.

Получить его не отказывались даже особы самых благородных кровей и высоких титулов. Самые известные во всем мире и самые дорогие пасхальные яйца – работы Карла Фаберже из фарфора, золота и серебра, инкрустированные драгоценными камнями и перламутром.

Сегодня эти изделия – образцы филигранного ювелирного искусства и безупречного вкуса. Яйца Фаберже стали давно именем нарицательным и синонимом роскоши, шика и респектабельности.

Для императора Александра III и императора Николая II мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц.

Яйца изготовленные ювелирной мастерской карла Фаберже

Императорское фарфоровое яйцо, работа Карла Фаберже

Императорское фарфоровое яйцо, работа Карла Фаберже

Сегодня  известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже. Из них двенадцать экземпляров хранится у английской королевы, одиннадцать в Нью-Йоркской галерее журнала «Форбс», и десять в Оружейной палате Московского Кремля.

Работам известного ювелира Карла Фаберже не уступают и фарфоровые пасхальные яйца, заказанные членами царской фамилии. Кстати, Романовы сами часто делами Фаберже эксклюзивные заказы. Императорская семья специально заказывала лучшим ювелирам и художникам изготовление фарфоровых яиц, чтобы иметь такие сувениры на всякий случай, когда нужно сделать красивый и дорогой подарок от имени семьи. Создавались эти яйца в конце 19 – начале 20 века на Императорском фарфоровом заводе.

Интерес к фарфоровым яйцам, сделанным русскими мастерами, во всем мире растет с каждым годом. В 1990 году в Италии впервые экспонировалась коллекция русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического музея.

Сразу после нее в Сан-Диего, а потом в Москве, открылись выставки ювелирных яиц, созданных Карлом Фаберже для семьи Романовых.

Со второй половины 19 века фарфоровые яйца больше всего расписывались религиозными и  пасхальными сюжетами, как «Сошествие во ад» или «Воскресение». Но не только ими, в 1885 году появилось первое пасхальное яйцо с полосками из синей эмали. Его создал мастер 26-летний Михаил Перхин.

Яйцо изготовлено в ювелирной мастерской Карла Фаберже

Яйцо изготовлено в ювелирной мастерской Карла Фаберже

Через год молодой художник стал главным мастером фирмы Фаберже. До конца своей жизни, он ставил свои инициалы на все работы, что создавал для марки Карла Фаберже, а это яйца-сюрпризы.

Яйцо, сделанное Михаилом Перхиным, состояло из оболочки-«скорлупы» из слоновой кости. В скорлупе находилась золотая курица с рубиновыми глазами полностью покрытая эмалью. Внутри курицы – золотая корона, унизанная жемчугом, а в короне – золотое кольцо. Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. На очередной императорский заказ Карл Фаберже неизменно отвечал: «Ваше Величество будет довольно’».

Сегодня в России по-прежнему создаются удивительные  сувенирные пасхальные яйца. Их также делают из фарфора, кости, металла, камня, но самыми чувственными и изящными остаются  сделанные из фарфора.
Фарфорушка подготовил свою подборку фарфоровых пасхальных яиц.

© Фарфорушка
при использовании материалов сайта активная ссылка на Farforushka.ru обязательна





Нравится Класс!