Пасхальные яйца - давно стали главным символом христианского праздника и главным его атрибутом. Но яйцо в России превратилось в символ задолго, до того, как Русь приняла крещение и стала православной. Еще в языческие времена люди считали яйцо символом весеннего солнца, несущего свет, тепло и счастье. Оно символизировало пробуждение и возрождение природы, избавление земли от зимнего сна и холода. Оно символизировало жизнь. Уже тогда яйца приносили в дар языческим богами и дарили родственникам и соседям в день рождения и в первый день Нового года.
Во всем мире фарфоровые пасхальные яйца ассоциируются с Россией. Именно в нашей стране родилась традиция расписывать и дарить фарфоровые пасхальные яйца.
Традиция настолько понравилась иностранцам, что вот уже несколько веков является на Западе очень популярной и очень «русской». Появилась же она в России в период царствования царя Алексея Михайловича, при котором существовал целый чин празднования светлого праздника Пасхи.
Неотъемлемым ритуалом этого государственного чина была обязательная раздача пасхальных раскрашенных и расписанных яиц. Известно, что для этого специально готовили до 37 тысяч штук. Наряду с куриными, лебедиными, гусиными, утиными и даже голубиными крашеными яйцами, делали деревянные и костяные. Их украшали резьбой и росписью. Главной формой при создании «художественных» яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня были их натуральные прототипы. На Руси их любя называли «писанки» и «крашенки».
Первое фарфоровое яйцо в России появилось в 1749 году, его к Пасхе, специально для Екатерины II изготовил «отец» русского фарфора и первый управляющий Императорского фарфорового завода Дмитрий Виноградов. Расцвет ИФЗ пришелся, как раз на эпоху правления Екатерины и Павла I. Тогда завод ежегодно представлял царскому двору около 200 уникальных эксклюзивных фарфоровых пасхальных яиц ручной работы. При Александре III – Николае II, это количество выросло до 2000, а потом и до 5000 фарфоровых расписных пасхальных яиц.
Самыми дорогими из них считались пасхальные яйца с ликами святых и изображениями «двунадесятых праздников». На роспись одного такого яйца художнику требовалось до 40 дней.
Дополнительно фарфоровые пасхальные яйца украшали лентами из дорогой привозной ткани и даже драгоценными камнями. На Императорском Фарфором заводе, как говорят историки, даже существовал целый церемониальный процесс «надвязки бантов» на расписанные яйца. Такие фарфоровые создания чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, для ленты с бантом внизу и петлей вверху. Их подвешивали в красный угол, под иконы. С 1820-х годов фарфоровые яйца в России стали производить и частные фарфоровые фабрики и заводы.
В начале 20 века на ИФЗ производили уже 3308 яиц в год. Над ними трудились примерно тридцать человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года Императорский фарфоровый завод выпустил 3991 фарфоровое яйцо, а в 1916 году – 15365 штук. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, которые создавали мастера-самоучки и народные умельцы.
Уже к началу 20 века дарить пасхальные яйца стало светской традицией, а само фарфоровое яйцо превратилось в «высокий» светский сувенир, дорогой и изысканный подарок.
Получить его не отказывались даже особы самых благородных кровей и высоких титулов. Самые известные во всем мире и самые дорогие пасхальные яйца – работы Карла Фаберже из фарфора, золота и серебра, инкрустированные драгоценными камнями и перламутром.
Сегодня эти изделия – образцы филигранного ювелирного искусства и безупречного вкуса. Яйца Фаберже стали давно именем нарицательным и синонимом роскоши, шика и респектабельности.
Для императора Александра III и императора Николая II мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц.
Яйца изготовленные ювелирной мастерской карла Фаберже
Сегодня известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже. Из них двенадцать экземпляров хранится у английской королевы, одиннадцать в Нью-Йоркской галерее журнала «Форбс», и десять в Оружейной палате Московского Кремля.
Работам известного ювелира Карла Фаберже не уступают и фарфоровые пасхальные яйца, заказанные членами царской фамилии. Кстати, Романовы сами часто делами Фаберже эксклюзивные заказы. Императорская семья специально заказывала лучшим ювелирам и художникам изготовление фарфоровых яиц, чтобы иметь такие сувениры на всякий случай, когда нужно сделать красивый и дорогой подарок от имени семьи. Создавались эти яйца в конце 19 – начале 20 века на Императорском фарфоровом заводе.
Интерес к фарфоровым яйцам, сделанным русскими мастерами, во всем мире растет с каждым годом. В 1990 году в Италии впервые экспонировалась коллекция русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического музея.
Сразу после нее в Сан-Диего, а потом в Москве, открылись выставки ювелирных яиц, созданных Карлом Фаберже для семьи Романовых.
Со второй половины 19 века фарфоровые яйца больше всего расписывались религиозными и пасхальными сюжетами, как «Сошествие во ад» или «Воскресение». Но не только ими, в 1885 году появилось первое пасхальное яйцо с полосками из синей эмали. Его создал мастер 26-летний Михаил Перхин.
Через год молодой художник стал главным мастером фирмы Фаберже. До конца своей жизни, он ставил свои инициалы на все работы, что создавал для марки Карла Фаберже, а это яйца-сюрпризы.
Яйцо, сделанное Михаилом Перхиным, состояло из оболочки-«скорлупы» из слоновой кости. В скорлупе находилась золотая курица с рубиновыми глазами полностью покрытая эмалью. Внутри курицы – золотая корона, унизанная жемчугом, а в короне – золотое кольцо. Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. На очередной императорский заказ Карл Фаберже неизменно отвечал: «Ваше Величество будет довольно’».
Сегодня в России по-прежнему создаются удивительные сувенирные пасхальные яйца. Их также делают из фарфора, кости, металла, камня, но самыми чувственными и изящными остаются сделанные из фарфора.
Фарфорушка подготовил свою подборку фарфоровых пасхальных яиц.
© Фарфорушка
при использовании материалов сайта активная ссылка на Farforushka.ru обязательна