Итальянский фарфор. Первые мануфактуры в Италии

Объявления:


Первая в Италии фарфоровая мануфактура открылась в Венеции в 1720 году. Этому предшествовало событие, также вошедшее в историю. Незадолго до этого в Германии с мануфактуры Meissen украли фарфоровую массу, которая попала в руки немецкого мастера Гундера, он и открыл первую в Италии фабрику по производству белого твердого фарфора.

Свои изделия предприимчивый немец расписывал орнаментом в стиле барокко и украшал росписью с изображением китайцев, китайскими орнаментами и мотивами, также как и мастера мейсенской мануфактуры, подражавшие китайским образцам.

Вторая фабрика в Италии открылась практически одновременно с первой (1720 г) и также в Венеции, основал ее ювелир Джованни Вецци. Но в 1740 году после недолгого существования она закрылась.

Третья итальянская мануфактура появилась в 1764 году и снова в Венеции. Открыл ее Джеминиано Коцци. Фабрика производила большое количество изделий, как из твердого фарфора, так и из мягкого, но они не отличались большой художественной ценностью.

антикварная фарфоровая чайная пара сделанная в стиле Капо ди Монте, Италия
антикварная фарфоровая чайная пара сделанная в стиле Каподимонте, Италия

Гораздо более интересными и значительными в художественном плане стали изделия мануфактуры, основанной маркизом Карло Джинори. Она открылась в 1735 году в местечке Доччиа, около Флоренции. Первые изделия фабрика дала в 1746 году, тогда же они поступили в продажу. Позже, в 1896 году мануфактура Джинори объединилась с миланской фирмой Ричард. Две компании образовали керамическое общество «Ричард-Джинори» («Richard Ginori»), которое позднее преобразовалось в концерн, объединивший 8 фабрик и мануфактур. Этот концерн работает и сегодня.

В 1738 году открылась «Фарфоровая королевская фабрика Каподимонте» («Real Fabbrica di Porcellana di Capodimonte»), основанная Королем Неаполя Карло де Бурбоне.

Ричард-Джинори (Richard Ginori)

В первые несколько лет после открытия фабрики Джинори, фарфоровую массу делали на каолине, который привозился из Китая. Но даже несмотря на это, она получалась с сероватым оттенком, а изделия из нее при обжиге сильно трескались. В 1770-х годах мануфактура Джинори решила отказаться от китайского каолина и перешла на лиможский. Это сразу сказалось на качестве фарфора – он стал прочным и белоснежным.

В этот период фабрика Джинори создавала фарфор, копирующий образцы мейсенской и венской мануфактур, что было неудивительно, поскольку на тот момент это были ведущие мировые фабрики. Но  уже к концу 18 века мануфактура Джинори стала формировать собственный стиль. Исследователи это связывают с тем, что производство приобрело новое оборудование и формы. Кроме этого при фабрике Джинори была открыта специальная школа, где готовили художников по фарфору. Искусству керамики там обучали иностранные специалисты. В течение первых 9 лет, в 1746-1755 годах, фабрика преимущественно выпускала белый фарфор без орнаментов, изделия с синей подглазурной и надглазурной росписью и посуду ройкальной формы – в форме раковин, кораллов, с причудливыми завитками. Несколько позже стали выпускаться изделия в формах и стиле классицизма, в красной, изумрудно-зеленой и фиолетовой гамме.

ладья "Орлы", марка Джинори (Ginori),19 век, фото "АртАнтик"
ладья «Орлы», марка Джинори (Ginori),19 век, фото «АртАнтик»

Фарфоровые изделия фабрики Джинори имели интересные художественные особенности: чайники были сделаны с такой деталью, как «замок». Это своеобразный выступ на крышке и соответствующее углубление в тулове. Также крышки некоторых ваз и суповых чашек украшали рельефными фигурами животных, овощей или фруктов, а тарелки делали с волнистыми краями.

Почти весь 19 век мануфактура Джинори выпускала фарфор по формам и моделям фабрики Каподимонте, которая успела прославиться великолепным молочно-белым мягким фарфором.

Фарфоровая королевская фабрика Каподимонте

В 1738 году король Неаполя Карло де Бурбоне открыл мануфактуру по производству фарфора недалеко от своего дворца, на холмах Каподимонте, и назвал ее «Фарфоровая королевская фабрика Каподимонте» («Real Fabbrica di Porcellana di Capodimonte»). Это символичное название, которое переводится, как «Вершина горы».

Мануфактура решила сразу заявить о себе, взявшись за «большие», в буквальном смысле, произведения. Она  выпускала для королевских дворцов огромные вазы, фигуры и даже детали архитектурного оформления. В Каподимонте работал художник и резчик по камню Джиованни Казелли. Он моделировал посуду с рельефным расписным декором, изображавшим сюжеты на морские и мифологические темы. Также мастера фабрики создавали фарфоровую скульптуру и пластику – персонажей итальянской комедии, мифологических героев и древнегреческих богов. Так появился стиль Каподимонте.

антикварный фарфор, стиль Капо ди Монте, Италия
антикварный фарфор, стиль Каподимонте, Италия

Твердый фарфор и бисквит (белый, неглазурованный фарфор) стали производиться в Италии наравне с мягким бисквитом только в 18 веке. Из них делали и посуду, предметы быта, скульптуру. Сосуды и вазы с филигранным рельефным декором и выразительные фигурки, создавались в стиле барокко и рококо, пришедшему на смену. Фарфор Каподимонте называют воплощением итальянского чувства жизни, он сочетает неаполитанские технологии, венецианские традиции и дух Италии.

Когда в 1759 году Карло де Бурбоне стал королем Испании, он перевез фабрику из Каподимонте поближе к себе – в Буен Ретиро, что около Мадрида. Монарх был тонким ценителем искусства и был совершенно уверен, что лучший фарфор может производиться только в Италии и нигде больше, и тем более не привозиться с Востока. Но с переездом фабрика остановила производство. В 1771 году работа мануфактуры была возобновлена благодаря Фердинанду IV. Для его дворца мастера фабрики создали целую фарфоровую комнату. В 1821 году мануфактура закрылась окончательно, но стиль Каподимонте существует и сегодня.

© Фарфорушка
при использовании материалов сайта активная ссылка на Farforushka.ru обязательна





Нравится Класс!