Немецкий фарфор. Фарфоровая мануфактура Меissen

Объявления:


Первый немецкий фарфор появился благодаря стараниям молодого амбициозного алхимика Иогана Фридриха Бёттгера и математика, физика и геолога Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса.

В 1707 году Бёттгер после долгих стараний получил керамический материал из глины и красной земли, так называемую «красную массу» – твердую, прочную пригодную для шлифовки, полировки, гравировки и росписи. Но настоящий твердый белый фарфор Бёттгер и Чирнхаус получили только двумя годами позже в 1709 году, когда неподалеку от Дрездена нашли залежи белой глины – главного компонента фарфоровой массы, отвечающего за ее пластичность.

В 1710 году рядом с местом обнаружения белой глины в городе Мейсен, открылась первая фарфоровая мануфактура, возглавил которую сам Иоган Бёттгер. В 1713 году фабрика произвела первые фарфоровые изделия. Их качество было невысоким, поверхность многих пузырилась, была неровной, а местами даже и рваной. Чтобы скрыть брак, мастера щедро украшали фарфор лепниной и рельефным узором. Однако уже вскоре в этом не было необходимости, потому что качество стало достаточно высоким. И уже вскоре о мейсенском фарфоре стали говорить с придыханием.

Meissen, конец 1720-х - начало 1730-х гг

Meissen, конец 1720-х - начало 1730-х гг

Почти все первые изделия из немецкого фарфора были белыми, покрытыми глазурью, украшенными лепниной и копировали китайские образцы. Одновременно с ними делались вещи, расписанные черным лаком, золотом и серебром.

В 1719 году Фридрих Бёттгер умер и после его смерти на производство пришел художник по фарфору Иоганн Грегор Херольд, который до этого работал на Венской мануфактуре. Известный живописец заменил Бёттгера и возглавил мейсенскую фабрику.

Практически сразу производство немецкого фарфора благодаря Херольду сделало качественный скачек – он усовершенствовал технологию изготовления фарфоровой массы, позолоты и красок по керамике. При нем мейсенское производство стало производить фарфор на продажу и среди покупателей появилось много монарших особ из других государств. Расширился и ассортимент. Кроме сервизов, столовой посуды и ваз, фарфоровая мануфактура в Меissen предлагала роскошные по дизайну и качеству туалетные приборы, часы, фигурки и скульптуру, табакерки, бонбоньерки, черенки ножей и вилок, письменные приборы, трубки для курения.

Специально для Августа Сильного, покровительствующего мануфактуре, выполнялись особые заказы. Император заказывал для украшения своего «Японского дворца» фарфоровые скульптуры животных в натуральную величину. Моделировал их Иоганн Кендлер.

В 1722 году Мейсенская мануфактура приобрела собственный отличительный знак – два перекрещенных меча. Идею предложил Иоганн Мельхиор Штейнбрук, первый инспектор мануфактуры Мейсен.

Марки мануфактуры Meissen разных лет

Марки мануфактуры Meissen разных лет

Стиль фарфора Meissen

Несмотря на высокое качество изделий, своего фирменного стиля ни в формах, ни в орнаменте у мейсенской мануфактуры еще не было. Вплоть до 1740-х годов мастера немецкого фарфора копировали китайские образцы. Почерк мейсенской мануфактуры начинает вырабатываться только с приходом Херольда. Он и художники, творившие на мануфактуре под его управлением, понимали всю важность вопроса, особенность материала, с которым работали, и его декоративные возможности.

Самыми удачными изделиями из немецкого фарфора того времени, историки считают предметы быта и большие вазы. Вазы отличались плавными формами, а бытовые изделия росписью. На белый фон художники наносили полихромный рисунок в ярких, гармоничных тонах, который смотрелся очень благородно и изысканно, подчеркивая белизну фарфора. Как правило, это были «сухоцветы» и «индийские» цветы – так называют мотивы фруктовых деревьев, бамбука, пионов, хризантем, ярких птиц и мифических драконов.

Также Херольд создает композиции в стиле «шинуазри» – использует мотивы и стилистические приёмы средневекового китайского искусства. Так мейсенская мануфактура выпускает позолоченные фигурки китайцев, а также фарфор с полихромной росписью и с изображением экзотических сценок. Становятся популярны пейзажи и пасторальные сюжеты.

В 1730 году впервые появился «луковичный» или «луковый» декор, не имеющий к луку никакого отношения, но ставший одним из самых известных и популярных декоров. В его основе лежат восточные орнаменты с изображениями граната. Его интерпретированное изображение напоминало луковицу, поэтому и роспись назвали «луковичной».

"луковичный" декор, Мeissen

«луковичный» декор, Мeissen

Своего расцвета мануфактура в Мейсене достигает в 1730-х годах, когда на фабрику приходит скульптор Иоганн Иоахим Кендлер. В 1733-м его назначили главным скульптором, на этом месте он заменил И.Г. Кирхнера. В это же время создаются богатые, яркие, «живые» фарфоровые изделия в стиле рококо.

В 1740-х годах в рисунках преобладают цветочные мотивы – это целые букеты, гирлянды и отдельно написанные цветы – тюльпаны, розы, гвоздики. Так формируется почерк немецкого мейсенского фарфора и появляется собственный стиль, известный как «немецкие цветы». С приходом Кендлера немецкий фарфор перешел на новый этап развития. Именно ему император Август обязан фарфоровыми скульптурами животных в натуральную величину, которыми украшался «Японский дворец».

Мeissen, фарфоровый слон

Мeissen, фарфоровый слон

Иоганн Кендлер создал большую коллекцию фарфоровых фигурок и миниатюр, героями которой были крестьяне, горожане, знатные дамы и господа, музыканты, маски итальянской комедии, боги Олимпа, аллегорические персонажи, животные, птицы и многие другие. Скульптор настолько мастерски и точно сумел передать живость своих героев и вместе с ней особенности стиля рококо, что миниатюры Кендлера изменили представления о фарфоровой пластике, и в художественном плане стали большим достижением. Скульптурный период на мейсенской мануфактуре продолжался с 1735 по 1763 годы.

Фарфоровые миниатюры И.Кендлера

В 1760-ые расцвет сменился упадком и на смену стилю рококо пришел классицизм – менее оптимистичный, менее яркий, суховатый, что развитию мануфактуры не способствовало. И снова возврат к античности, найденный мануфактурой собственный стиль ослабевает, зато опять возвращается копирование древних орнаментов.

Художественная пластика тоже переживает не лучшие времена. Историки во многом это связывают с тем, что на фабрику в 1764 году пришел новый амбициозный скульптор француз Мишель-Виктор Асье, он-то и привнес классицизм в изделия мануфактуры Meissen. Стиль его работ сильно отличался от стиля Кендлера. Есть разные мнения на этот счет. Одни считают, что Асье привнес важные идеи в мейcенскую пластику, и превзошел по мастерству Кендлера, к тому времени постаревшего. Другие полагают, что мелкая детализация фигур и сплошная роспись, отличавшая Мишеля-Виктора Асье, способствовала тому, что художественное качество фарфоровой пластики упало, а вместе с ней ушел и интерес к скульптуре и фарфору Meissen.

Так или иначе, но с приходом Асье в скульптуру и посуду Meissen пришел классицизм. Под его влиянием преобладают мифологические сюжеты и аллегорические темы. Сцены наносили  на бисквит, фарфор непокрытый глазурью и обжигаемый при низкой температуре.

В этот же период с 1772 по 1774 годы Мишель-Виктор Асье и Иоганн Кендлер вместе работают над большим проектом – заказом для Екатерины Великой. В 1765 году на мануфактуре работало уже около 700 сотрудников.

Одно из самых известных произведений мануфактуры – сервиз, который называют «Лебединым». История его создания началась в 1735 году, когда управляющим фабрикой Meissen стал граф Генрих фон Брюль, премьер-министр Саксонии. Именно для него был придуман и выпущен сервиз «Лебединый». Знаменитая коллекция была рассчитана на 100 персон и насчитывала более 2000 предметов. Лебедь, как образ был выбран не случайно, в культуре многих народов он является символом чистоты и мудрости. Фамилия «Брюль» буквально переводится, как «стоячая вода». Говорят, именно поэтому поверхность изделий этой коллекции декорирована тонким рельефом, имитирующим водную рябь. Но и сюжет сервиза, позаимствованный с гравюр Вацлава Холлара (Václav Hollar), имеет водную тему. А сюжет таков: два лебедя медленно плывут по воде, в зарослях тростника видна цапля, в клюве она держит рыбу, на встречу ей летит вторая цапля.

Мануфактура Meissen - законодатель моды на фарфор

Фабрика Meissen на долгие года задала в Германии моду на фарфоровую посуду, статуэтки, предметы  быта. В 1717 году оттуда в Австрию сбежал предприимчивый рабочий, прихвативший с собой рецептуру фарфора. Уже через год, в 1718 году там открылась Венская мануфактура, которая только подогрела интерес к фарфору. Его популярность была настолько велика, что каждый состоятельный князь и феодал делал попытки открыть свое производство. Но это было не так просто, учитывая специфику изготовления фарфоровых изделий, поэтому мануфактуры в Мейсене и Вене еще долго были монополистами в производстве твердого фарфора.

Мейсен, германия, чайная пара, роспись надглазурная, 19 век

Мейсен, германия, чайная пара, роспись надглазурная, 19 век

Находчивые пруссы тоже были не против разжиться своей фарфоровой фабрикой, и возможность для этого им подвернулась удачная. В 1745 году во время Силезской войны, прусские войска захватили Мейсен. Трофеями стали запасы белой глины, а военнопленными – рабочие мейсенской мануфактуры. Их вывезли в Пруссию, где делались попытки открыть производство фарфора. Попытки оказались неудачными.

Берлинская мануфактура была основана только спустя несколько лет – в 1751 году купцом Вегели. Но уже в 1757 она закрылась, работа возобновилась спустя 4 года в 1761 году благодаря предприимчивому коммерсанту Гоцковскому. В 1763 году ее владельцем стал король.

Изделия Берлинской мануфактуры отличались выраженным подражанием мейсенским мастерам. Однако там были созданы несколько сервизов, имеющих мировую известность, в которых проявились особенности немецкой трактовки стиля рококо. Собственный стиль мануфактуре помогли обрести скульпторы братья Мэйер, которые занимались фарфоровой пластикой и создали ряд миниатюр.

Фарфоровые скульптуры Берлинской Королевской мануфактуры

Фарфоровая мануфактура Meissen сегодня

Сегодня краски для росписи на мануфактуре Meissen делают по тем же рецептам, что и 300 лет назад, смешивая все компоненты едва ли не вручную (а их на фабрике около 10 тысяч разных оттенков). Почти все, что сегодня создают на мануфактуре  – копии изделий, которые делались здесь на протяжении трех веков. Сейчас в Meissen производят около 175 тысяч типов фарфоровых предметов.

Но есть среди созданий Meissen и нетрадиционные для мануфактуры изделия. Так в 2000 году в мире появился первый орган, трубы которого были сделаны из фарфора Meissen. А в 2002 году на вокзале Dresden-Neustadt была торжественно открыта фреска «Самые красивые замки, дворцы и сады Саксонии», сделанная из мейсенского фарфора. Ее площадь составляет 90 кв.м. Это вторая по площади и художественному масштабу фреска, созданная в мире, первое место занимает фреска «Княжеская процессия».

В 2007 году мануфактура Meissen отметила круглую дату – 300 лет со дня открытия формулы белого твердого европейского фарфора. В 2010-ом новый юбилей – 300-летие самой марки Meissen. В честь круглой даты мануфактура планирует представить юбилейную коллекцию фарфоровых произведений. В нее войдут лучшие художественные создания мануфактуры, в том числе и реплики заказа императора Августа, которые украшали «Японский дворец» –  фарфоровые скульптуры животных в натуральную величину. фарфоровые скульптуры Meissen

© Фарфорушка при использовании материалов сайта активная ссылка на Farforushka.ru обязательна





Нравится Класс!