Первый немецкий фарфор появился благодаря стараниям молодого амбициозного алхимика Иогана Фридриха Бёттгера и математика, физика и геолога Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса.
В 1707 году Бёттгер после долгих стараний получил керамический материал из глины и красной земли, так называемую «красную массу» – твердую, прочную пригодную для шлифовки, полировки, гравировки и росписи. Но настоящий твердый белый фарфор Бёттгер и Чирнхаус получили только двумя годами позже в 1709 году, когда неподалеку от Дрездена нашли залежи белой глины – главного компонента фарфоровой массы, отвечающего за ее пластичность.
В 1710 году рядом с местом обнаружения белой глины в городе Мейсен, открылась первая фарфоровая мануфактура, возглавил которую сам Иоган Бёттгер. В 1713 году фабрика произвела первые фарфоровые изделия. Их качество было невысоким, поверхность многих пузырилась, была неровной, а местами даже и рваной. Чтобы скрыть брак, мастера щедро украшали фарфор лепниной и рельефным узором. Однако уже вскоре в этом не было необходимости, потому что качество стало достаточно высоким. И уже вскоре о мейсенском фарфоре стали говорить с придыханием.
Почти все первые изделия из немецкого фарфора были белыми, покрытыми глазурью, украшенными лепниной и копировали китайские образцы. Одновременно с ними делались вещи, расписанные черным лаком, золотом и серебром.
В 1719 году Фридрих Бёттгер умер и после его смерти на производство пришел художник по фарфору Иоганн Грегор Херольд, который до этого работал на Венской мануфактуре. Известный живописец заменил Бёттгера и возглавил мейсенскую фабрику.
Практически сразу производство немецкого фарфора благодаря Херольду сделало качественный скачек – он усовершенствовал технологию изготовления фарфоровой массы, позолоты и красок по керамике. При нем мейсенское производство стало производить фарфор на продажу и среди покупателей появилось много монарших особ из других государств. Расширился и ассортимент. Кроме сервизов, столовой посуды и ваз, фарфоровая мануфактура в Меissen предлагала роскошные по дизайну и качеству туалетные приборы, часы, фигурки и скульптуру, табакерки, бонбоньерки, черенки ножей и вилок, письменные приборы, трубки для курения.
Специально для Августа Сильного, покровительствующего мануфактуре, выполнялись особые заказы. Император заказывал для украшения своего «Японского дворца» фарфоровые скульптуры животных в натуральную величину. Моделировал их Иоганн Кендлер.
В 1722 году Мейсенская мануфактура приобрела собственный отличительный знак – два перекрещенных меча. Идею предложил Иоганн Мельхиор Штейнбрук, первый инспектор мануфактуры Мейсен.
Стиль фарфора Meissen
Несмотря на высокое качество изделий, своего фирменного стиля ни в формах, ни в орнаменте у мейсенской мануфактуры еще не было. Вплоть до 1740-х годов мастера немецкого фарфора копировали китайские образцы. Почерк мейсенской мануфактуры начинает вырабатываться только с приходом Херольда. Он и художники, творившие на мануфактуре под его управлением, понимали всю важность вопроса, особенность материала, с которым работали, и его декоративные возможности.
Самыми удачными изделиями из немецкого фарфора того времени, историки считают предметы быта и большие вазы. Вазы отличались плавными формами, а бытовые изделия росписью. На белый фон художники наносили полихромный рисунок в ярких, гармоничных тонах, который смотрелся очень благородно и изысканно, подчеркивая белизну фарфора. Как правило, это были «сухоцветы» и «индийские» цветы – так называют мотивы фруктовых деревьев, бамбука, пионов, хризантем, ярких птиц и мифических драконов.
Также Херольд создает композиции в стиле «шинуазри» – использует мотивы и стилистические приёмы средневекового китайского искусства. Так мейсенская мануфактура выпускает позолоченные фигурки китайцев, а также фарфор с полихромной росписью и с изображением экзотических сценок. Становятся популярны пейзажи и пасторальные сюжеты.
В 1730 году впервые появился «луковичный» или «луковый» декор, не имеющий к луку никакого отношения, но ставший одним из самых известных и популярных декоров. В его основе лежат восточные орнаменты с изображениями граната. Его интерпретированное изображение напоминало луковицу, поэтому и роспись назвали «луковичной».
Своего расцвета мануфактура в Мейсене достигает в 1730-х годах, когда на фабрику приходит скульптор Иоганн Иоахим Кендлер. В 1733-м его назначили главным скульптором, на этом месте он заменил И.Г. Кирхнера. В это же время создаются богатые, яркие, «живые» фарфоровые изделия в стиле рококо.
В 1740-х годах в рисунках преобладают цветочные мотивы – это целые букеты, гирлянды и отдельно написанные цветы – тюльпаны, розы, гвоздики. Так формируется почерк немецкого мейсенского фарфора и появляется собственный стиль, известный как «немецкие цветы». С приходом Кендлера немецкий фарфор перешел на новый этап развития. Именно ему император Август обязан фарфоровыми скульптурами животных в натуральную величину, которыми украшался «Японский дворец».
Иоганн Кендлер создал большую коллекцию фарфоровых фигурок и миниатюр, героями которой были крестьяне, горожане, знатные дамы и господа, музыканты, маски итальянской комедии, боги Олимпа, аллегорические персонажи, животные, птицы и многие другие. Скульптор настолько мастерски и точно сумел передать живость своих героев и вместе с ней особенности стиля рококо, что миниатюры Кендлера изменили представления о фарфоровой пластике, и в художественном плане стали большим достижением. Скульптурный период на мейсенской мануфактуре продолжался с 1735 по 1763 годы.
Фарфоровые миниатюры И.Кендлера
В 1760-ые расцвет сменился упадком и на смену стилю рококо пришел классицизм – менее оптимистичный, менее яркий, суховатый, что развитию мануфактуры не способствовало. И снова возврат к античности, найденный мануфактурой собственный стиль ослабевает, зато опять возвращается копирование древних орнаментов.
Художественная пластика тоже переживает не лучшие времена. Историки во многом это связывают с тем, что на фабрику в 1764 году пришел новый амбициозный скульптор француз Мишель-Виктор Асье, он-то и привнес классицизм в изделия мануфактуры Meissen. Стиль его работ сильно отличался от стиля Кендлера. Есть разные мнения на этот счет. Одни считают, что Асье привнес важные идеи в мейcенскую пластику, и превзошел по мастерству Кендлера, к тому времени постаревшего. Другие полагают, что мелкая детализация фигур и сплошная роспись, отличавшая Мишеля-Виктора Асье, способствовала тому, что художественное качество фарфоровой пластики упало, а вместе с ней ушел и интерес к скульптуре и фарфору Meissen.
Так или иначе, но с приходом Асье в скульптуру и посуду Meissen пришел классицизм. Под его влиянием преобладают мифологические сюжеты и аллегорические темы. Сцены наносили на бисквит, фарфор непокрытый глазурью и обжигаемый при низкой температуре.
В этот же период с 1772 по 1774 годы Мишель-Виктор Асье и Иоганн Кендлер вместе работают над большим проектом – заказом для Екатерины Великой. В 1765 году на мануфактуре работало уже около 700 сотрудников.
Одно из самых известных произведений мануфактуры – сервиз, который называют «Лебединым». История его создания началась в 1735 году, когда управляющим фабрикой Meissen стал граф Генрих фон Брюль, премьер-министр Саксонии. Именно для него был придуман и выпущен сервиз «Лебединый». Знаменитая коллекция была рассчитана на 100 персон и насчитывала более 2000 предметов. Лебедь, как образ был выбран не случайно, в культуре многих народов он является символом чистоты и мудрости. Фамилия «Брюль» буквально переводится, как «стоячая вода». Говорят, именно поэтому поверхность изделий этой коллекции декорирована тонким рельефом, имитирующим водную рябь. Но и сюжет сервиза, позаимствованный с гравюр Вацлава Холлара (Václav Hollar), имеет водную тему. А сюжет таков: два лебедя медленно плывут по воде, в зарослях тростника видна цапля, в клюве она держит рыбу, на встречу ей летит вторая цапля.
Мануфактура Meissen - законодатель моды на фарфор
Фабрика Meissen на долгие года задала в Германии моду на фарфоровую посуду, статуэтки, предметы быта. В 1717 году оттуда в Австрию сбежал предприимчивый рабочий, прихвативший с собой рецептуру фарфора. Уже через год, в 1718 году там открылась Венская мануфактура, которая только подогрела интерес к фарфору. Его популярность была настолько велика, что каждый состоятельный князь и феодал делал попытки открыть свое производство. Но это было не так просто, учитывая специфику изготовления фарфоровых изделий, поэтому мануфактуры в Мейсене и Вене еще долго были монополистами в производстве твердого фарфора.
Находчивые пруссы тоже были не против разжиться своей фарфоровой фабрикой, и возможность для этого им подвернулась удачная. В 1745 году во время Силезской войны, прусские войска захватили Мейсен. Трофеями стали запасы белой глины, а военнопленными – рабочие мейсенской мануфактуры. Их вывезли в Пруссию, где делались попытки открыть производство фарфора. Попытки оказались неудачными.
Берлинская мануфактура была основана только спустя несколько лет – в 1751 году купцом Вегели. Но уже в 1757 она закрылась, работа возобновилась спустя 4 года в 1761 году благодаря предприимчивому коммерсанту Гоцковскому. В 1763 году ее владельцем стал король.
Изделия Берлинской мануфактуры отличались выраженным подражанием мейсенским мастерам. Однако там были созданы несколько сервизов, имеющих мировую известность, в которых проявились особенности немецкой трактовки стиля рококо. Собственный стиль мануфактуре помогли обрести скульпторы братья Мэйер, которые занимались фарфоровой пластикой и создали ряд миниатюр.
Фарфоровые скульптуры Берлинской Королевской мануфактуры
Фарфоровая мануфактура Meissen сегодня
Сегодня краски для росписи на мануфактуре Meissen делают по тем же рецептам, что и 300 лет назад, смешивая все компоненты едва ли не вручную (а их на фабрике около 10 тысяч разных оттенков). Почти все, что сегодня создают на мануфактуре – копии изделий, которые делались здесь на протяжении трех веков. Сейчас в Meissen производят около 175 тысяч типов фарфоровых предметов.
Но есть среди созданий Meissen и нетрадиционные для мануфактуры изделия. Так в 2000 году в мире появился первый орган, трубы которого были сделаны из фарфора Meissen. А в 2002 году на вокзале Dresden-Neustadt была торжественно открыта фреска «Самые красивые замки, дворцы и сады Саксонии», сделанная из мейсенского фарфора. Ее площадь составляет 90 кв.м. Это вторая по площади и художественному масштабу фреска, созданная в мире, первое место занимает фреска «Княжеская процессия».
В 2007 году мануфактура Meissen отметила круглую дату – 300 лет со дня открытия формулы белого твердого европейского фарфора. В 2010-ом новый юбилей – 300-летие самой марки Meissen. В честь круглой даты мануфактура планирует представить юбилейную коллекцию фарфоровых произведений. В нее войдут лучшие художественные создания мануфактуры, в том числе и реплики заказа императора Августа, которые украшали «Японский дворец» – фарфоровые скульптуры животных в натуральную величину. фарфоровые скульптуры Meissen
© Фарфорушка при использовании материалов сайта активная ссылка на Farforushka.ru обязательна